Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
01:41 

Евгений Гришковец. Зима (сборник пьес и диалогов)

Квазимеханизмы
И если и убьёт её природа, то только яблоком по голове. (с) Дмитрий Воденников

«Пьесы Шекспира мне всегда нравились, но казалось, что Шекспир что-то как-то переборщил, как-то он чересчур сильно… А тут читаешь снова и думаешь, что-то Шекспир даже не дописал. Можно было посильнее. И надо было ему у меня кое-что спросить. Я бы ему рассказал, как оно бывает....»

Вам когда-нибудь доводилось среди городской суматохи вдруг ловить взглядом совершенно очаровательную улыбку незнакомого человека? Вроде ничего особенного – человек как человек: среднестатистический мужчина с трёхдневной щетиной в сером пальто и коричневых ботинках, такой, какие тысячами пересекают параллель вашего маршрута ежедневно. А глаз от улыбки не оторвать – что-то в ней есть светлое и теплое, заставляющее улыбаться в ответ, как глоток свежего воздуха в душном мегаполисе. Так и с книгами Гришковца – простенькие истории, приправленные детскими мечтами и взрослыми размышлениями о том, что такое любовь, верность, патриотизм, смысл жизни, оставляют после прочтения невесомое облако счастья, поселившееся в сердце.
Гришковец как-то совершенно особенно смотрит на мир, замечая и анализируя всё, что видит вокруг или внутри себя. Кажется, что писателя неотступно преследуют миллионы вопросов, на которые он непременно должен, просто обязан найти простой и понятный ответ, который бы смог на интуитивном уровне понять и прочувствовать любой другой человек – а что было бы, если бы у человека был хвост, есть ли любовь в Антарктиде, на что способна маленькая слеза, застрявшая между ресниц? Чего стоит одно только рассуждение о том, что творится по ту сторону нашего тела, если можно так выразиться: «Или вот сидишь за столом, что-нибудь выпил или съел, и в животе как заурчит, и кто-нибудь на тебя так посмотрит, дескать, ну как так можно… Но ведь это же не я урчу, это же ОНО». Мировосприятие Гришковца вывернуто наизнанку и будто бы перевёрнуто вверх ногами, словно игрушка из папье-маше, и в то же время его произведения настолько настоящие, что на их фоне чувствуешь себя немного шаблонным, карикатурным персонажем, который живёт и развивается по законам комиксного жанра, не отдавая себе в этом отчёта. Пьесы, диалоги и монодрамы Гришковца - это живые существа, со своим характером и привычками. Да и вообще, они гораздо более живы, нежели жизненны, а если и так, то жизненность их граничит с жизнью бумажных солдатиков – и это вовсе не означает, что истории высосаны из пальца, нет. Просто они несколько отличаются от современных реалий – как ёлка, притрушенная искусственным снегом. Что-то в них есть сказочное и фантастическое, но это отнюдь не мешает произведениям оставаться искренними.
Принято считать, что Гришковец пишет «про нас». Ну, если мы в состоянии настолько тонко прочувствовать струны собственной души, переплетающиеся с космическими нитями, как это делают герои «Планеты» или «Города», то, видимо, с вышеприведённым утверждением следует согласиться. Я бы сравнила книги Гришковца с дождём, который бывает только летом – он проходит почти незаметно, оставляя после себя жемчужные капли на траве и улыбку радуги в облаках, с путешествием в хорошо знакомый городок на электричке – когда всё вокруг свежо и естественно, с ландышами – которые приносит домой папа в самом начале весны и которые наполняют комнату тонким ароматом жизни.

Одно из самых потрясающих размышлений Гришковца

@темы: Немного Агнии во мне, Рецензии

URL
Комментарии
2010-01-20 в 09:46 

[DELIRIUM]
...я больше не играю со своей душой...
я у него прочитал все... кроме этой книги, что внезапно испарилась из всех магазинов нашего города...
и обе книжки-альбома у меня есть ("Дредноуты" и "одноврЕмЕнно"). когда я его читаю, я не напряжен. он меня не тяготит, но вслед за автором ухватываюсь за какую-то мысль и в голове проскальзывает фраза "а ведь и правда"/ "а может это все и так объясняется" мне очень нравится, что он меня не тяготит, хотя, конечно, читаю и смотрю его по настроению. есть некоторые книги, что читаешь, и понимаешь, что тебе не очень легко читать, тяжелые ощущения и переживания от книги. а у Евгения Ваалерьевича как-то о серьезном легко получается... чаще всего.менее все ж мне с книжкой часто хочется отдохнуть... не легкомысленно, а не сильно обременяюще... но от этого размышления не ставноятся менее глубоки. и хорошо, что он какую-то историю рассказывает, ну как например с Мона Лизой, ее улыбкой и ощущениями от этой картины... просто описывает и ничего не объясняет... а дальше, читатель - прочувствуй сам...а у тебя такое было?, а ведь никак причину и не объяснишь... нужно почувстовать самому.
я, если честно, больше у него люблю не короткую прозу, не расссказы, а романы... и длинные монологи...
сначала действительно думал о нем: как его можно читать? вчитался...
конечно, смотреть его бывает интересснее... нет, пусть это будут две отдельных вещи, не будем их сравнивать: кому-то что-то одно, кому-то что-то другое, а кто-то совмещает и одно, и другое... хотя, конечно, порой с переменным успехом... и с большей или меньшей степенью удовольствия...

   

Истекая временем

главная